тюнинг торпедо ваз 2108
тюнинг панели приборов ваз
Прочитав однажды на сайте http://ch.telemost.ru/ статью о замене
комбинации приборов (КП) 21083 (на "высокой" панели) на 2110, надумал сделать то
же самое и в варианте с "низкой" панелью. Нашёл также и описание этой переделки. На
первый взгляд всё просто, однако, занявшись этим всерьёз, обнаружилось, что в
козырёк от штатной панели КП 2115 ну никак не лезет, хотя и совпадает в точности
по габаритам с 2110. Так что минусы следующие:
- нет подходящего козырька!
Либо делать самому, либо, как я поступил, купить декоративную пластмассовую
накладку для "низкой" панели и уже под неё всё подгонять;
- нужно резать
саму переднюю панель, чтобы "утопить" в неё КП и надеть сверху накладку,
-
так как накладка предназначалась для штатной КП 2108, её тоже нужно подрезать и
подгибать, а с пластмассой возиться - дело хлопотное.
- исчезли с глаз такие
полезные приборы (точнее, индикаторы), как вольтметр и эконометр.
Плюсы такие:
- встроенные часы с жидкокристаллическим индикатором;
-
встроенный жидкокристаллический индикатор температуры наружного воздуха с
функцией предупреждения о гололеде;
- ну очень симпатичная подсветка, не
идущая ни в какое сравнение с 2108,
- есть тахометр, причем движение всех
стрелок плавное, без рывков (заслуга применённых шаговых двигателей)
Кстати, помимо самой КП 2115 необходим также датчик скорости. Существуют три
разновидности:
1. GM (с круглым штекером американского стандарта),
2.
отечественный с пластмассовым валиком,
3. отечественный с металлическим
валиком.
Следует брать только третий тип, т.к. пластмассовый вал
размягчается от тепла КПП и летит очень быстро, а под GM сложно (и дорого!)
купить ответную часть разъёма. Не забудьте найти надпись "6 имп/оборот", т.к.
датчик для маршрутного компьютера выглядит точно так же, но дает 10 импульсов на
оборот. Если есть желание реализовать функцию измерения температуры забортного
воздуха, нужен датчик температуры. Берите только датчик VDO, у него наименьшая
погрешность. К датчику обязательно должна быть колодка с проводами!
3.1 Шаг первый: переделка электрики
Из колодок, ведущих к комбинации, извлекаются мелкой отверткой клеммы и
перетасовываются согласно следующей таблице.
Комбинация 2108 |
Провод |
Цепь |
Комбинация 2115 |
Колодка |
Клемма |
Колодка |
Клемма |
красная |
9 |
К |
Контр. лампа габаритного света |
белая |
6 |
красная |
1 |
ЗЧ |
Контр. лампа дальнего света |
красная |
11 |
белая |
7 |
ГП |
Контр. лампа уровня топлива |
- |
- |
красная |
6 |
РГ |
Контр. лампа уровня торм. жидкости* |
красная |
7 |
красная |
7 |
КГ |
Контр. лампа стояночного тормоза |
белая |
11 |
красная |
13 |
КБ |
Контр. лампа заряда АКБ |
белая |
12 |
красная |
5 |
СГ |
Контр. лампа давления масла |
белая |
13 |
красная |
11 |
ГБ |
Контр. лампа авар. сигнализации |
красная |
12 |
красная |
12 |
СП |
Контр. лампа открытия воздушной заслонки |
белая |
7 |
красная |
4 |
ГП |
Контр. лампа указателя поворота |
- |
- |
** |
** |
ГЧ |
-- // -- левого |
красная |
5 |
** |
** |
Г |
-- // -- правого |
красная |
6 |
красная |
2 |
ЗП |
Контр. лампа подогрева стекла |
*** |
*** |
красная |
8 |
ОЧ |
Контр. лампа противотум. света |
*** |
*** |
белая |
4 |
Б |
Подсветка приборов**** |
красная |
4 |
***** |
|
ОЗ |
Вход тахометра высоковольтный |
белая |
3 |
***** |
|
С |
Датчик скорости |
красная |
9 |
белая |
2 |
ЗБ |
Датчик температуры охлаждающей жидкости |
белая |
5 |
белая |
13 |
РП |
Вход указателя уровня топлива |
красная |
10 |
белая |
12 |
О |
+12В |
белая |
10 |
белая |
9 |
ОГ |
+12В |
красная |
2 |
белая |
8 |
ЧБ |
Масса, вход 2 датчика температуры |
красная |
3 |
красная |
10 |
Ч |
Масса |
белая |
1 |
белая |
5 |
Ч |
- |
- |
- |
вход 1 датчика температуры |
красная |
1 |
- |
- |
- |
const 12 В (с клеммы 30 замка зажигания) |
белая |
4 |
Примечания. *- необходимо на датчик уровня тормозной
жидкости вместо массы (черный провод) подключить +12В, например, с конт.4
(сине-красный провод) коммутатора или с конт.4 (тоже сине-красный) блока
управления ЭПХХ **- Отводится от соответствующей клеммы переключателя
аварийной сигнализации в консоли ***- Провод аккуратно высвобождается
из жгута и заводится обратно в консоль, где и подключается к
соответствующей контрольной лампе в корпусе выключателя. Либо аккуратно
заматывается изолентой, а на индикаторную лампу отводится проводок от
самого выключателя. Подробнее см. ниже ****- чтобы подсветка приборов
включалась вместе с включением зажигания, у меня на "плюсовой" контакт
резистора регулировки яркости подсветки приборов подан "плюс" с клеммы
15/2 замка зажигания, старый контакт
заизолирован. |
Далее вяжется ***** жгут из четырех проводов - серого, голубого с пурпуром,
черного и оранжево-зеленого. Черный (масса) идет от клеммы 3 разъема датчика
скорости к клемме 3 красной колодки комбинации. Голубой с пурпуром (+12V) - от
клеммы 15/2 выключателя зажигания к клемме 1 датчика скорости. Серый (выход
датчика скорости) - от клеммы 2 датчика к клемме 9 красной колодки комбинации.
И, наконец, оранжево-зеленый идет с зажима "К" катушки зажигания на клемму 3
белой колодки комбинации. Жгут пропускается вместо троса спидометра и
герметизируется резиновой проходной пробкой. Трубка эконометра вывинчивается из
коллектора вместе со штуцером и отверстие глушится медным болтом.
3.2 Шаг второй: вживление КП в панель
Убедившись, что в окно от старой КП она ну никак не лезет, взялся за
ножовочное полотно и стал потихоньку окно расширять справа/слева. Тут же
обнаружил, что под слоем пенополиуретана, которым покрыта панель, есть лист
металла, придающий панели жёсткость. Родилась идея по фиксации КП. Аккуратно
расширяя окно панели, я оставил небольшие "ушки" из этого металла для того,
чтобы потом, выгнув их так, как потребуется, просверлить в них отверстия и
закрепить КП саморезами через боковые отверстия. Расширял так. Ножовочным
полотном делал небольшие горизонтальные прорезы в углах окна панели и несколько
дополнительных прорезов, не забывая про ушки для будущего крепления. Затем
усилием рук старался выгнуть образовавшиеся фрагменты вниз. Излишки выламывал.
Расширять окно потребовалось и в верхней части, чтобы обеспечить приемлемый
наклон КП. В нижней части не трогал ничего. Пришлось также отрезать верхние ушки
КП, мешающие нормальной установке накладки. Часть работы выполнил
самостоятельно, часть сделали ребята из "Лига-Сервис".
3.3 Шаг третий: установка декоративной накладки
Вообще-то второй и третий шаги тесно между собой связаны. Нужно настолько
утопить КП в панель, чтобы на неё сверху могла сесть накладка. Категорически не
рекомендую брать накладки, сделанные из стеклоткани. Такие невозможно изгибать
при помощи нагрева. Стеклоткань даже в костре не плавится, и режется с трудом.
Верхняя часть накладки вырезается по форме стекла КП, нижнюю и боковые части
следует под нагревом вывести так, чтобы при последующей подрезке получилась
форма стекла КП. Хлопотно!!! Их под нагревом старался максимально развести в
противоположные стороны, дабы расширить окно накладки. Пластик нагревал
китайской газовой горелкой (этакая махонькая паяльная лампа), обеспечивающей
хороший точечный (!) нагрев. Если греть над газовой плитой, то пластмасса
"поплывёт" везде. Прекратив нагрев, тут же пальцами старался "вогнуть" стенки
вовнутрь, тем самым расширяя окно. Излишки, мешающие примерке, тут же подрезал
лезвием. Хуже дело обстояло с нижними левыми и правыми углами. Они важны, т.к.
под ними могли спрятаться лампы индикации наружного освещения и подсоса. Грел
больше боковую часть угла, а не нижнюю, т.к. иначе нижняя часть накладки
"поплывёт". Без небольших ошибок не обошлось, неточности старался загнуть в
обратном порядке. Возился 2 вечера, с чужой помощью в детском автомодельном
кружке на Красноармейской (напротив магазина 'Союз-авто'). Далее всю накладку
покрасил чёрной матовой краской. Чтобы скрыть дефекты подрезки накладки, по
периметру вырезанного окна посадил уплотнитель от заднего фонаря 2105/2107.
Накладка крепится с торцов панели при помощи саморезов, а передняя часть
накладки - при помощи двустороннего скотча. Как показала практика, этого вполне
достаточно. Возможно и переднюю часть саморезами прикрутить, головки их
покрасить в чёрный цвет, но, мягко говоря, особой эстетики это не придаст.
Индикация работы противотуманных фар, фонарей и обогрева заднего стекла у
меня выполнена следующим образом: все эти кнопки заменены аналогичными, но с
внутренней подсветкой, причём лампочки в них заменены на светодиоды подходящего
размера с резистором 2 кОм, а зелёный светофильтр удалён. Также поступил и с
выключателем наружного освещения, заменив лампочку на светодиод. Более подробная
инструкция по смене подсветки кнопок на светодиодную находится здесь.
На предусмотренные
в консоли места рядом с кнопками установлены небольшие печатные платы с
припаянными токоограничивающими резисторами и красными светодиодами так, чтобы
свет от нужного светодиода попадал непосредственно на световод ('глазок') нужной
кнопки. Коммутирующие провода через разъём подсоединяются к контактам в колодке
нужной кнопки, на которые подаётся +12В после включения.
Выключатель
"аварийки" менять не стал, просто разобрал и вставил в него красный светодиод
(разумеется, с резистором). Не забудьте вывести контакты, на которые будет
подаваться питание (см. как это сделано в кнопке с подсветкой).
Далее
необходимо всю подсветку параллельно подключить подсветке на выключателе
наружного освещения, соблюдая полярность. В противном случае светодиоды просто
не будут гореть.
3.4 Шаг четвёртый: установка датчика наружной
температуры
Информация о наружной температуре весьма актуальна, особенно в межсезонье при
первых заморозках. Большей частью именно ради этой опции выбор пал на КП 2115, а
не от 2110. Установить датчик нужно так, чтобы изолировать его от прямых
солнечных лучей, тепла из моторного отсека, от нагретого асфальта и обеспечить
обдув потоком встречного воздуха. В "восьмом" бампере это место в нижней части с
правой стороны от вырезов для обдува радиатора. Для крепления датчика
понадобится кронштейн, изготовленный по эскизу из листового металла толщиной
0,8...1 мм.
Провода от датчика заводятся в моторный отсек и прокладываются вдоль жгута
фары, далее в салон, к комбинации приборов, где и подсоединяются к контактам 3 и
1 красной колодки. Ещё один вариант: так как один провод "массовый", можно и не
тянуть его через полмашины, а прикрутить в любом удобном месте в моторном
отсеке. Если все подсоединения сделаны правильно, при включении зажигания на
левом табло будет значение наружной температуры, в противном случае покажет "-
40 С".
3.5 Считаем расходы
Комбинация приборов VDO 2115 - 2400 р.
Датчик скорости - 160 р.
Датчик температуры - 150 р.
Декоративная накладка 2108 - 600 р.
Кнопки с внутренней подсветкой - 3х35=115 р.
Провода, разъёмы и колодки на кнопки - 50 р.
Плюс стоимость работ, если что-то будете делать не своими руками (у меня вышло 540 р.)...
Стоит ли платить такие деньги ради внутренней
подсветки комбинации приборов? Есть, правда, более дешёвый вариант: не
устанавливать накладку, а попытаться сделать козырёк самому, причём так, чтобы
высота его и посадочные крепления совпадали со штатными. У кого получится -
пишите.
комбинации приборов ваз схема комбинации приборов 2110